Реклама
Газон цена в Москве.

Александр Александрович Колокольцов (1833 - 1904)

Корабль не вернулся обратно домой.

Пусть победа пришла после смертного боя,

Корабль-великан не вернулся домой.

У Порт-Артура, в пучине морской,

Десять тысяч людей – игрушка прибоя!

«В пучине». Ёсано Кан

 

Александр Александрович Колокольцов принадлежит к древнему дворянскому роду, который был внесен в 6 часть, а также во 2 и 3 части родословных книг Тверской, Владимирской, Московской, Оренбургской, Рязанской, Саратовской, Харьковской и др. губернии. Предки дворянский род были послужильцами Салтана Травина и переведены в 1495 г. в Новгородскую область, где им пожалованы поместья.

Родоначальник рода – выходец из Золотой Орды Скрыпей (от Сокыр-бей – кривой, одноглазый), родившийся в конце 14 века, от которого начались родословные Колокольцовых. Выходцы из этого роды были выдающимися людьми. Так Федор Михайлович Колокольцов († в 1818 г.) был сенатором и в 1801 г. пожалован в бароны. Иван Михайлович († в 1821 г.) был вице-адмиралом и сенатором. Герб барона Колокольцова Федора Михайловича и его потомков помещён в VIII части"Общего гербовника Дворянских родов  Всероссийской Империи". Но остановимся на одном из ярчайших общественных деятеле в истории России – Александре Александровиче Колокольцове.

Герб рода.

 

Александр Александрович родился 18 сентября 1833 года в родном имении. Его отец Александр Васильечив капитан-лейтенант (отличился в Дарданельском сражении 1807г., 1813 участвовал в сражении под Вексельмюнде около Данцига, за что получил орден Св. Анны 3ст, сражался с французкими батареями, за что получил орден Св. Владимира 4 ст.). Был с 1846 по 1850 городичным г.Осташков и владел в Удомле деревней Вороново и 390 десятинами земли. (имение Нижний Локотец, вблизи города Осташкова и озера Селигер.). Его жена Титова Мария Павловна (венчание состоялось в 1824г. За ним после свадьбы значились усадьбы Глухие и Димидово в Вышневолодском уезде у озера Новолок). В семье было 11 детей.

 Александр был седьмым ребенком в семье. Его отец строго следил за воспитанием сына, с детских лет готовя его к морской службе, определил его в Морской кадетский корпус, где Александр сразу стал в число первых учеников. Выпущенным из корпуса в 1852 году, он мичманом отправился в известное, по описанию И.А. Гончарова, кругосветное плавание на фрегате “Паллада” со знаменитым адмиралом Евфимием Васильевичем Путятиным. Во время плавания сделано было много географический открытий: описано восточное побережье Корейского полуострова, открыты заливы Посьет и Ольги, острова Римского-Корсакова и др.

Вместе с Путятиным Александ Александрович перешел на 52-пушечный фрегат “Диана” (построена по чертежам «Паллады»). В июле 1854 г. «Диана» прибыла из Кронштадта на Дальний Восток для обеспечения дипломатической миссии вице-адмирала Евфимия Васильевича Путятина, которому было поручено установить дипломатические и торговые отношения между Россией и Японией. «Диана» под командованием капитан-лейтенанта Степана Степановича Лесовского пришла на смену обветшавшей, потрепанной годами и штормами легендарной «Палладе», на которой до сего времени держал флаг начальник экспедиции вице-адмирал Евфимий Васильевич Путятин. Однако фрегату «Диана» судьба отмерила короткий век: в декабре 1854 г. в Японии случилось мощное землетрясение, вызвавшее цунами. Разбушевавшаяся стихия разрушила город Симода, на рейде которого стоял русский корабль. Фрегат получил серьезные повреждения, но остался на плаву. Однако 7 января 1855 г. во время его буксировки японскими лодками в закрытую бухту Хеда для ремонта новый шквал добил корабль, и он затонул. К счастью, экипажу «Дианы» удалось спастись (кроме двух моряков): на шлюпках русские моряки достигли бухты Хеда и высадились на берег. Опираясь на расчеты и выкладки, приведенные в журнале «Морской сборник» за 1849 год, диановцы в начале февраля 1855 г. приступили к строительству судна. Руководили постройкой лейтенанты Александр Александрович Колокольцов и Александр Федорович Можайский.

Вот как впоследствии описывал это событие тогда еще лейтенант Александр Александрович Колокольцев: «Легко отгадать чувство, с каким производились нами все приготовления к спуску шхуны. Японцы видели это в первый раз и ожидали какого-то чуда; случись к нашему несчастью, что шхуна не сошла бы со стапеля, мы потеряли бы в их глазах всякое доверие как кораблестроители. (...) Начали выколачивать подпоры, и японцы, повинуясь чувству страха и недоверия, отодвинулись еще дальше. Вслед за тем обрубили найтовы, тронули ваги, и шхуна сперва тихо, а потом скорее и скорее при дружном «Ура!» команды скользнула по стапелю и свободно заколыхалась на воде. (...) Два русских флага, национальный и посланнический, развевались на флагштоках первого построенного на японском берегу судна. Налюбовавшись вдоволь на шхуну, мы обернулись назад, и тут представилась картина не менее занимательная. Японцы с раскрытыми ртами присели на землю и безмолвно следили за шхуной, пока она на буксире у подоспевших наших гребных судов не скрылась за мыс. Тогда вся ватага (японцев) отправилась с поздравлением к адмиралу, приседая и низко кланяясь в благодарность за данный им урок».

К концу апреля русские моряки уже спустили парусную шхуну на воду (не имея совершенно никаких соответствующих условий, они построили ее за 2,5 месяца!). Нарекли судно «Хеда» — по имени места постройки — бухты и одноименного селения. Здесь следует сказать, что при строительстве «Хеды» у русских моряков проходили «стажировку» и японцы, которые пожелали освоить необходимые для кораблестроения специальности. Именно экипаж «Дианы» раскрыл им «секрет» получения смолы из хвойных пород деревьев, что доселе японцам было неведомо; как не знали они токарного станка; льна, из которого в Европе делались паруса; тросового производства и еще много чего в области кораблестроения.

Японцы оказались прилежными и смышлеными учениками. Спустя 49 лет молодой броненосный флот Страны восходящего солнца атакует корабли русской Порт-Артурской эскадры, развяжет русско-японскую войну и станет главной ударной силой Японии. Но все это будет потом...

А пока японцы скромно попросили русских моряков при первой же возможности подарить им «Хеду», дабы иметь в своем распоряжении наглядный образец настоящего, добротного европейского кораблестроения. Стоимость постройки «Хеды» японская сторона оценила в 21252 руб.

Шхуна представляла собой 2-мачтовое парусное судно водоизмещением около 105 т. Как свидетельствовал  Колокольцев, «Хеда» «оказалась хорошим морским судном, соединяющим в себя ходкость с остойчивостью, поворотливостью и легкостью на волнении». Она развивала скорость до 11 узлов, что было весьма недурно, и вызывала восхищение не только у японцев, но и у опытных мореходов других стран.

Приняв на борт вице-адмирала Е.Путятина, пятерых офицеров и 40 нижних чинов из бывшего экипажа «Дианы», «Хеда» под командованием лейтенанта Александра Александровича Колокольцева отправилась в первое свое плавание. Курс держали на Петропавловск. 10 мая шхуна вошла в Авачу. Здесь моряки узнают, что все русские корабли флотилии, дислоцировавшиеся ранее на Камчатке, вместе с местным населением и гарнизоном еще 5 апреля ушли в Де-Кастри, на Амур, укрывшись от англо-французской эскадры (в это время шла Крымская война, и англо-французская эскадра, воевавшая на стороне Турции, крейсировала в дальневосточных водах).

Экипаж «Хеды» двинулся на их поиски. У берегов Сахалина шхуна повстречалась с тремя крейсерам англо-французской эскадры. Вражеские корабли решили поживиться легкой добычей, однако как они ни старались, так и не смогли догнать «Хеду», что вызвало у супостата и ярость, и восхищение. Благополучно уйдя от погони и достойно выдержав испытание океанским штормом, чему, безусловно, способствовали как мастерство экипажа, так и превосходные мореходные качества шхуны, 6 июня «Хеда» бросила якорь в устье Амура на рейде Николаевска, где и простояла до окончания войны. В ноябре 1856 г. «Хеду» передали, как было условлено ранее, японским властям в порту Симода. Вместе со шхуной русские моряки подарили японцам уцелевшие  52 пушки и навигационные приборы с фрегата «Диана». По сути дела именно так у Страны восходящего солнца появился первый настоящий корабль, построенный по европейскому типу, своего рода «дедушка» японского флота, как его впоследствии назовут.

Судьба же членов экипажа «Дианы», оставшихся в Хеде, сложилась по-разному. Основная их часть, которую принял на борт зафрахтованный Евфимием Васильевичем Путятиным бременский бриг «Грета», была захвачена в плен у Сахалина экипажем английского крейсера. Другая группа с помощью американских моряков была доставлена в Николаевск. Третьих занесло с оказией аж в Петербург.

Именем Александра Александровича назван мыс в Японском море 41’46 c.ш. 129’51 в.д. В 1923 г. жители японского селения Хеда, где русские моряки построили одноименную шхуну, на собранные пожертвования возвели каменную стелу в память об этом событии. А в 1969 г. открыли небольшой музей, экспонаты которого рассказывают о дипломатической миссии адмирала Путятина, фрегате «Диана» и об удивительной истории постройки шхуны «Хеда». У входа в музей установлен памятник: морской символ всех моряков мира — якорь, возле которого навечно замерли русский матрос и японский рыбак.

До 1857 года Александр Александрович служил на боевых судах Балтийского флота, а затем вплотную занялся вопросами проектирования и строительства кораблей. В 1859 г. Колокольцов участвовал в экспедиции посольства флигель-адъютанта (графа и генерал-адъютанта) Н.П. Игнатьева в Хиву и Бухару. Плавая на барже в эскадре В.И. Бутакова в Аральском море, он первый нашел фарватер, по которому оказалось возможным войти в Аму-Дарью и затем подняться до Кунграда.

В начале 1860-х годов он занимал пост морского агента (атташе) Российской Империи в Лондоне, приняв участие в проектировании и строительстве в Великобритании броненосной батареи «Первенец».

С 1865 по 1894 год Колокольцов будет управляющим, а затем начальником Обуховского сталелитейного завода Морского ведомства.

Помог развитию пушечного производства в России и выделке стали самого высокого качества. Как замечательный администратор, он сумел расширить завод и производство и привлечь заказы, тогда как при его вступлении завод собирался ликвидировать свои дела. Постановка 50-тонного парового молота для ковки стальных болванок, гидравлического пресса-жома, введение прессования жидкой стали, отжим и закалка стали, бессемеровское производство стали — все это было сделано при Александре Александровиче, деятельность которого тесно связана с историей Обуховского завода. Работая на этом предприятии, он станет флигель-адъютантом императоров Александра II и Александра III и вырос с капитан-лейтенанта до генерал-лейтенанта по Адмиралтейству. Умрет Колокольцов на 71 году жизни в Петербурге членом Адмиралтейств-Совета и полным генералом по Адмиралтейству. Похоронен в Александро-Невской Лавре Санкт Петербурга («Удомельская старина» №6 (1998г.)).

Генерал был награжден высшими степенями орденов Святого Станислава и Святой Анны первой степени, орденом Святого Владимира второй степени, Александра Невского, Белого Орла, а также иностранными орденами – Такова (Сербия), Командорским крестом ордена Железной Короны (Австро-Венгрия), Командорским крестом ордена Франца-Иосифа (Австро-Венгрия).

 

 

 

Жена СЕСЛАВИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА (1844-1927). Александр и Елена венчались 3 июня 1864 г. в церкви села Островно Вышневолодского уезда.

Дети:

  •   АЛЕКСАНДР 1866-1942, жена Анна Иоанновна Зворыкина (1886 - 1962)
  • КОНСТАНТИН 1867-1871,
  • ИВАН 1868, Санкт-Петербург - 1925, Ленинград. Заведовал хозяйственной и экспедиционной частью Обуховского сталелитейного завода (1900–1914), участник Первой миров. войны, арт. пор., кав. орд. Анны 2 ст., 3 ст., Станислава 2 ст., 3 ст. – все с мечами и Анны 4 ст. «За храбрость». Ст. бухгалтер картографических мастерских Картографического управления РККФ,
  • МИХАИЛ 1869, Висбаден, Германия - 1921. Мл. ревизор департамента ж. д. отчетности, кол. сов., кав. орд. Анны 3 ст., Станислава 3 ст.
  • НАДЕЖДА 1871-1911, Тироль (Австрия). Муж с 1892 ВЛАДИМИРОВ ЛЕВ ЛЬВОВИЧ 1863,
  • СОФИЯ  1873-1973. Муж с 1900 БУТАКОВ АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ 1862,
  • ПАВЕЛ 1875, Санкт-Петербург-1935. Кап. 2-го р., кав. орд. Анны 3 ст. с мечами, Станислава 3 ст., участник Цусимского сражения (корабль «Ослябя») /См. кн. А.Новиков-Прибой «Цусима»/.
  • НИКОЛАЙ 1877-1902. Флота лейт.,
  • ЕЛЕНА 1883, муж АЛЕКСАНДР ЛЮДВИГ ЛЮДВИГОВИЧ ГАДД 1879.

 

Литература:

Николай Архангельский «История удомельского района». Тверь 2006. С.159.

Русский военно-исторический словарь М., 2001.

Колокольцов А. А. Плавание на шхуне Хеда в 1855- 18556. // Дальневосточные приключения и путешествия. – Хабаровск 1982, вып 10.

Войны, история, факты №3(7) декабрь 2004.

Виктор Колокольцов. Отклонение. Колокольцовы в Тверской губернии. Провинциальные родословные XIV – XX век. С-Пб. 2004.

Военная энциклопедия. В 8 т. М., Военное издательство. 2002.Т. 6. С. 233.

 История отечественно судостроения. Спб., 1996. Т. 2. с. 380 – 384.

Бережной С. С., Амон Г. А. Героические корабли российского и советского Военно-Морского флота. М., 1990. с. 26 – 27.

 

, 07.12.2009