Реклама

Шишмарёв Глеб Семёнович(15.02.1786—1835)

Контр-адмирал.

Родился в сельце Горки ныне Ржевского района Тверской обл. в дворянскойсемье. В 1815—1818 гг. на бриге «Рюрик» совершил кругосветное плавание (лейтенант). Участвовал в открытии ряда островов Южной Полинезии, Микронезии и северной части Тихого океана.

Командуя шлюпом «Благонамеренный» совершил второе кругосветное путешествие (1819—1822) в звании капитан-лейтенанта. Одной из задач экспедиции была попытка пройти из Тихого океана в Атлантику Северным морским путём. Дважды проникал в Чукотское море через Берингов пролив. Вёл опись острова Святого Лаврентия. Зимой 1820—1821 гг. в ходе стоянки судов экспедиции М.Н. Васильева в Калифорнии вместе с М.Н. Васильевым проводил первую опись залива Сан-Франциско.

Его именем названы: банка Шишмарёва, Северный Ледовитый океан, полуостров Аляска, открыта в 1816 г. О.Е. Коцебу на бриге «Рюрик», им же названа по фамилии члена экипажа корабля лейтенантата Глеба Семёновича Шишмарёва; острова Шишмарёва, Карское море, острова Новая Земля, открыл в 1835 г. А.К. Циволько, названы по фамилии Г.С. Шишмарёва;  пик Шишмарёва, Антарктида, назван в 1966 г. по фамилии Г.С. Шишмарёва; проход Шишмарёва, Тихий океан, Маршалловы острова, открыт экспедицией на бриге «Рюрик» в 1817 г., обследован Г.С. Шишмарёвым, тогда же назван О.Е. Коцебу по фамилии исследователя.

 

КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ КОЦЕБУ НА БРИГЕ “РЮРИК”

Кругосветное плавание “Рюрика” (1815—1818) под командой лейтенанта Отто Евстафьевича Коцебу, до этого уже совершившего кругосветное плавание кадетом на корабле “Надежда”, отличалось от всех предыдущих дальних плаваний русских судов.

Корабли, на которых русские огибали земной шар, либо принадлежали Российско-Американской компании, либо были военными. Бриг “Рюрик” был приобретён, снаряжён и плавал на средства графа Николая Петровича Румянцева.

Все дальние плавания русских судов до “Рюрика” преследовали те или иные практические цели. Научные наблюдения производились на этих судах лишь попутно. Экспедиция же на “Рюрике” была организована специально для географических открытий и научных исследований. Её главной задачей было отыскание морского пути из Берингова моря в Атлантический океан, придерживаясь берегов Северной Америки. Кроме главной цели, экспедиция должна была заняться также географическими исследованиями в Тихом океане.

Инструкции для экспедиции по морской части были составлены Крузенштерном, по представлению которого Коцебу и был назначен её начальником.

Специально для экспедиции был построен в Або (Турку) бриг “Рюрик”. По своим размерам это было самое маленькое из всех русских парусных судов, совершивших кругосветные плавания. Его водоизмещение было всего 180 тонн.

“Рюрик” вышел из Кронштадта 18 июля 1815 г. и 28 июля пришёл в Копенгаген, где на него сели приглашённые участвовать в экспедиции учёные Вормшельд и Адальберт Шамиссо. Выйдя из Копенгагена 5 августа и зайдя в Хельсингёр, “Рюрик” 5 сентября пришел в Плимут. Из Плимута Коцебу два раза пытался выйти в море, но из-за юго-западных штормов возвращался обратно. Только 23 сентября “Рюрик” вышел в море, зашёл на четыре дня на остров Тенерифе и 30 ноября стал на якорь у бразильского острова Св. Екатерины. 16 декабря Коцебу вышел в океан, чтобы обогнуть мыс Горн. У этого мыса во время одного из юго-западных штормов огромный вал, вкатившийся с кормы на палубу, едва не смыл Коцебу за борт. К счастью, он успел ухватиться за бухту троса и спасся только каким-то чудом.

Наконец, “Рюрик” обогнул мыс Горн и зашёл в бухту Консепсьон (Чили), а 30 января 1816 г. стал на якорь у города Талькауано. Исправив нанесённые штормами повреждения и запасшись провизией и водой, Коцебу пошёл к значившейся на картах около 27° ю.ш. “Земле Девиса”.

Не найдя этой земли, Коцебу прошёл к острову Пасхи и 16 марта стал на якорь в Куковой бухте. К удивлению, местные жители встретили Коцебу весьма неприязненно и при попытке высадиться на берег забросали камнями. Коцебу увидел, что огромные каменные статуи на острове, о которых рассказывали мореплаватели XVIII в. Роггевен, Кук и Лаперуз, а позднее Лисянский, сброшены со своих пьедесталов и разрушены. Как выяснилось впоследствии, какой-то американский шкипер в 1805 г. ограбил островитян и разрушил статуи. Избегая кровопролития, Коцебу отказался от своего намерения осмотреть этот интересный остров и в тот же день от него отошёл.

4 апреля, на подходе к архипелагу Туамоту, Коцебу положил на карту остров, названный им Сомнительным из-за неуверенности, не является ли он островом “Собачьим”, открытым ещё в 1616 г. голландцем Скоутеном.

Вскоре в том же архипелаге Коцебу усмотрел необитаемые атоллы Румянцева, Спиридова, цепь Рюрика (острова Паллисера и Скоутена и остров Мух) и, наконец, острова Крузенштерна.

Не обнаружив показанных на картах островов Баумана, Роггевена и Тинховена, Коцебу направился к островам Пенрин (Тонгарева), издали виденным в 1788 г. английским капитаном Севером. Подойдя к ним 19 апреля, Коцебу положил их на карту и завязал с островитянами меновую торговлю.

Дальше Коцебу пошёл на северо-запад и в северной части Маршалловых островов 9 мая открыл два атолла: Суворова и Кутузова, связанные коралловым рифом.

После этого, стремясь попасть на Камчатку в благоприятное для исследований время года, Коцебу повернул на север и 7 июня пришел в Петропавловск.

В отечественных водах — в Беринговом и Чукотском морях — Коцебу сделал несколько важных географических открытий и провёл гидрографические работы. 15 сентября он отправился из Уналашки в Сан-Франциско, куда прибыл через четыре дня. В Сан-Франциско Коцебу тщательно подготовился к плаванию в тропиках. 20 октября “Рюрик” вышел из Сан-Франциско и 12 ноября подошел к Гавайи — самому южному из Гавайских островов. 15 ноября Коцебу стал на якорь в Гонолулу, в то время мало известную гавань на острове Оаху. За время пребывания в Гонолулу Коцебу определил его координаты, произвёл магнитные наблюдения и наблюдения над приливами.

2 декабря “Рюрик” вышел из Гонолулу и пошёл по курсу на показанные на карте острова Корнуэлс и Сан-Педро, якобы открытые английским фрегатом “Корнуэлс” в 1807 г. на пути от Гавайских островов в Кантон.

Этих островов Коцебу не нашёл, но зато 20 декабря 1816 г. (1 января 1817 г. нового стиля) открыл обитаемый атолл Нового года.

23 декабря была обнаружена цепь коралловых островов, названных именем Румянцева. Эти острова Коцебу решил исследовать во что бы то ни стало. Для этого необходимо было найти вход в лагуну. Это было сделано лейтенантом Глебом Семёновичем Шишмарёвым. Однако наступил вечер, и вход в лагуну пришлось отложить до утра.

Чтобы не потерять открытого Шишмарёвым прохода, Коцебу применил смелый приём. На надводный риф завезли верпы, и на этих верпах “Рюрик” при северо-восточном пассате простоял до утра 25 декабря. К четырём часам утра ветер переменился на восточный. “Рюрик” стало разворачивать, и он “так приблизился к рифу, что можно было бросить камнем в бурун”. Коцебу, бросив верпы, под парусами вошёл по найденному проходу в спокойные воды лагуны. Впоследствии верпы были взяты на корабль.

В лагуне у островка Отдиа Коцебу простоял около месяца. За это время от местных жителей, с языком которых он несколько познакомился, Коцебу узнал о расположении близлежащих островов и в феврале открыл последовательно острова: Чичагова, Аракчеева, Траверсе и Крузенштерна…

28 февраля 1817 г. Коцебу, прекратив исследования в тропиках, пошёл на север к острову Уналашка, к которому пришел 12 апреля.

6 августа, совершив плавание по Берингову морю, бриг из Уналашки снова ушёл на юг — в Гонолулу и, определив на пути положение острова Джонстон, 19 октября стал на якорь в лагуне островов Румянцева.

23 октября, по пути на запад, Коцебу увидел и положил на карту острова Гейдена, затем зашел на Гуам (Марианские острова) и 5 декабря бросил якорь в Маниле.

В Маниле “Рюрик” был основательно починен и 17 января 1818 г. вышел в море. Пройдя через Зондский пролив и зайдя в Столовую бухту (у мыса Доброй Надежды), Коцебу направился к острову Св. Елены. Англичане, охранявшие заточенного здесь Наполеона, встретили его пушечными выстрелами с береговой батареи. Отказавшись от захода, Коцебу пошёл на север и по пути определил координаты острова Вознесения. Зайдя затем в Портсмут, Копенгаген и Ревель, “Рюрик” 22 июля 1818 г. стал на якорь на Неве перед домом Николая Петровича Румянцева, снарядившего эту экспедицию.

Всего за время плавания, считая от выхода из Кронштадта до прихода в первый русский порт на Дальнем Востоке и от выхода из последнего русского порта до возвращения в Кронштадт, под парусами пройдено 696 дней. Самый длительный переход под парусами от губы Консепсьон до Камчатки продолжался 102 дня.

Труды экспедиции были опубликованы в 1821—1823 гг. в трёх томах под заглавием “Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив, для отыскания северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах, иждивением Е. С. Государственного Канцлера графа Н.П. Румянцева, на корабле “Рюрик”, под начальством фл. лейт. Коцебу”. Описания плавания Коцебу на “Рюрике” были переизданы на языках: английском (Лондон, 1821), голландском (Амстердам, 1821) и немецком (Вгймар, 1821, Ганновер, 1821).

 

КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ ВАСИЛЬЕВА И ШИШМАРЁВА

НА ШЛЮПАХ “ОТКРЫТИЕ” И “БЛАГОНАМЕРЕННЫЙ” (1819—1822)

Основной целью экспедиции на шлюпах “Открытие” и “Благонамеренный” было попытаться пройти из Тихого океана в Атлантический через Ледовитый океан, безразлично в каком направлении — на восток или на запад.

Шлюпом “Открытие” командовал капитан-лейтенант Михаил Николаевич Васильев, “Благонамеренным” командовал капитан-лейтенант Глеб Семёнович Шишмарёв, принимавший до этого участие в кругосветном плавании на “Рюрике” в 1815—1818 годах.

Шлюп “Открытие” был того же типа, что и “Восток”, а шлюп “Благонамеренный” того же типа, что “Мирный”, со всеми достоинствами и недостатками этих шлюпов.

Снабжены эти суда были одинаково с “Востоком” и “Мирным”, с той лишь разницей, что все запасы для экспедиции Беллинсгаузена—Лазарева были рассчитаны на два года, а для экспедиции Васильева—Шишмарёва — на три года. Кроме того, на “Благонамеренный” был погружен в разобранном виде баркас, предназначенный для прибрежных исследований.

На “Открытии” всего личного состава при отплытии было 74 человека, а на “Благонамеренном” — 83 человека. Кроме того, на “Благонамеренном” возвращались на родину два жителя острова Уналашка и три жителя Камчатки, привезённые в Петербург “Рюриком”.

4 июля 1819 г. шлюпы вышли из Кронштадта и, зайдя в Копенгаген, 29 июля пришли в Портсмут.

После того как из Лондона привезли закупленные секстаны, хронометры и другие навигационные и физические приборы, а также провизию, шлюпы 26 августа вышли в море. В Рио-де-Жанейро “Открытие” и “Благонамеренный” прибыли 1 ноября.

22 ноября шлюпы взяли курс на мыс Доброй Надежды и далее на восток вокруг Тасмании в Сидней.

Этот переход оказался очень тяжёлым не только из-за очень сильных штормов, которые им пришлось перенести, а главным образом вследствие разницы в их скорости — шлюпам было очень трудно держаться вместе.

10 февраля 1820 г. плававший на “Благонамеренном” лейтенант Алексей Петрович Лазарев записал: “...шлюп “Открытие” под одним грот-марселем уходил вперёд. Между тем ветер крепчал, а мы к нашим парусам не могли ничего прибавить, ибо и так уже несли их не по ветру. В 10 ч. утра “Открытие” ушёл вперёд...” Шлюпы разлучились и встретились только у берегов Австралии. 16 февраля “Благонамеренный” стал на якорь в Сиднее. 18 февраля туда пришёл и шлюп “Открытие”. В Сиднее шлюпы простояли до 15 марта. За это время были произведены кое-какие исправления, запасена провизия, проверены хронометры.

Выйдя из Сиднея, 24 марта согласно предписанию суда расстались: шлюп “Открытие” направился в Петропавловск, “Благонамеренный” — в Сан-Франциско. Однако из-за ветров, мешавших следовать в желаемом направлении, уже 5 апреля шлюпы снова соединились. 7 апреля “Благонамеренным” были усмотрены и положены на карту 11 низменных коралловых лесистых островов, названных островами «Благонамеренного». Хотя впоследствии выяснилось, что эту группу островов уже видели другие мореплаватели, но всё же первые точные определения географических координат и описание жителей островов были сделаны русскими моряками.

13 мая 1820 г. на 29° с.ш., согласно приказанию Васильева, суда разделились. Шлюп “Открытие” отправился в Петропавловск, куда пришел 4 июня, “Благонамеренный” пришёл на Уналашку 3 июня.

В Русской Америке шлюпы в течение лета 1820 г. занимались гидрографическими работами в Беринговом и Чукотском морях. Зимой 1820/1821 гг. они ходили на отдых в Сан-Франциско и на Гавайские острова, а лето 1821 г. опять плавали в Беринговом и Чукотском морях

15 октября 1821 г. оба шлюпа вышли из Петропавловска на Гавайские острова, куда “Благонамеренный” прошёл 24 октября, а “Открытие” — 26 октября. Выйдя из Гонолулу 20 декабря, шлюпы, обогнув мыс Горн и зайдя в Рио-де-Жанейро и Копенгаген, 2 августа 1822 г. вернулись в Кронштадт. Плавание продолжалось три года и четыре недели.

 

 

, 07.12.2009