Реклама

Ларин Иван Яковлевич

Тверская земля в годы Великой Отечественной войны дала родине около 300 Героев Советского Союза. В этом созвездии ярко сияет и Золотая Звезда И.Я. Ларина.

Иван Яковлевич Ларин родился в 1911 году в деревне Нечаево Бежецкого уезда Тверской губернии (ныне Бежецкий р-н Тверской обл.), там же он и рос. С ранних лет Ваня Ларин помогал семье обрабатывать землю, увлекался плотницким делом. В 1930 году он уехал в Ленинград, где работал плотником. В 1933 г. он вступил в комсомол, в том же году, в октябре, его призвали на флотскую службу.

Пять лет И.Я. Ларин прослужил на Тихоокеанском флоте. Вначале он нёс срочную службу, потом остался на сверхсрочную. Первое боевое крещение он получил в войну с белофиннами в 1939—1940 гг. Позже он окончил курсы и был назначен командиром катера-тральщика 1-й бригады траления Балтийского флота «КТЩ – 706». Там его и застала война.

Катера-тральщики — это маленькие морские корабли, предназначенные для обезвреживания мин, разведки, высадки десантов и многих других немаловажных дел. Балтийские тральщики были на войне неустанными, бесстрашными героями. Они всё время ходили рядом со смертью. Траление — обезвреживание морских мин — дело чрезвычайно опасное. Оно требует внимательности, осторожности и неустрашимости. Особенно опасна служба катерников зимой, когда непрерывные штормы, туманы, снегопады затрудняют выявление тщательно замаскированных мин.

Катерный тральщик «КТЩ-706» под командованием мичмана Ларина в числе других обеспечивал переход наших кораблей из Таллина в Кронштадт в 1941 году, участвовал в высадке десантов, доставке им оружия и продовольствия. Экипаж катера участвовал в прорыве Балтийского флота из Таллина в Кронштадт — историческом Таллинском переходе. Все большие дела маленького корабля трудно даже перечислить.

Несколько раз ходил катерный тральщик в Таллин, сопровождая караваны судов и неся дозорную службу. Он ежедневно проводил траления, очищая от мин Финский залив и бухты. Моряки-балтийцы помогали советским войскам громить фашистских захватчиков. Они высаживали десанты на побережье Рижского залива, на островах Даго, Эзель и в других местах.

Однажды ночью катера с десантом шли курсом на остров Даго. Уже были видны берега, как вдруг раздались выстрелы вражеского самолёта. Ларин скомандовал: «Полный вперёд, приготовить пулемёты к бою и подавить огневые точки врага». Пока шла огневая перестрелка, Ларин подвёл катер у берегу и высадил десант.

Когда шли бои за Моонзундский архипелаг, катер Ларина двое суток находился в гуще сражений: подвозил боеприпасы и подкрепление десантникам, поддерживая их огнём, эвакуировал раненых. Откатываясь назад, фашисты пытались использовать любой рубеж. Закрепились они и на острове Эзель. При высадке десанта на остров катер Ларина шёл концевым в строю. По сигналу: «Высадить десант!» — его судно развило предельную скорость и вырвалось вперёд. Слева и справа от корабля вставали огромные водяные столбы: фашистские орудия стреляли без умолку. Но катер мчался вперёд. Надо отметить, что на всём протяжении войны личный состав катера видел в своём командире образец воина и старался подражать ему. Храбрость его экипажа увлекла за собой и всех остальных. Первым высадив десант, Ларин не спешил уйти из зоны обстрела. Он видел, что один из катеров сел на подводные камни и мог быть уничтожен фашистами. Несмотря на сильный огонь противника, судно Ларина приблизилось к пострадавшему катеру, сняло его с камней и вывело из опасной зоны.

В августе 1941 года караван судов оставил Таллинский порт и ушёл курсом на Кронштадт. Погода стояла тихая и солнечная. Сигнальщик, старший матрос Алексей Павлов, внимательно смотрел за воздухом и водной поверхностью. Вдруг он громко крикнул: «Самолёты противника справа 20!». Командир приказал приготовить пулемёты к бою. Самолёты атаковали транспорт. Одна бомба попала в судно, вспыхнул пожар. Катерный тральщик Ларина получил приказ спасти людей. Осторожно продвигаясь к транспорту, Ларин маневрировал, уклоняясь от обстрелов вражеских самолётов. Когда катер подошёл к загоревшемуся судну, восемнадцать человек моряки подняли на борт катера. Остальных спасли другие корабли.

В одну из августовских ночей 1942 года катер Ларина был включён в оперативную группу. Задание: встретить и провести за тралами нашу подводную лодку. В заданном районе наши корабли прикрытия вступили в бой с противником, преследовавшим советскую подводную лодку, а группе катерных тральщиков было приказано выйти из района боя и быть готовым применить тралы. В сложной обстановке морского боя катера потеряли друг друга из виду. Экипаж Ларина остался один. Тихоходный, с лёгкой артиллерией на борту, катер «КТЩ-706» мог стать лёгкой добычей для противника. Ларин объяснил команде сложность положения. Матросы заявили, что будут драться до конца. Несколько часов команда провела в напряжении, готовая ежеминутно встретить врага. Катер успешно выполнил боевую задачу и благополучно вернулся на базу. 

Тральщик Ларина провёл 320 операций по тралению вражеских мин, обезвредил более 60 мин, лишь за один год подвергся 22 массированным налётам авиации противника, прошёл за годы войны тысячи миль, выполняя различные задания, 9 раз возвращался на базу с серьёзнейшими повреждениями, спас от гибели более 500 военных. Экипажу было присвоено высокое гвардейское звание. Все старшины и матросы удостоены правительственных наград. Мичман И.Я. Ларин был награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, Ленина и медалями. В марте 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После победоносного окончания Великой Отечественной войны Иван Яковлевич Ларин ещё три года нёс службу на флоте. Позже за успехи в организации морского лова рыбы он был удостоен ордена Знак Почёта.

После демобилизации в 1948  году И.Я. Ларин два года был председателем горисполкома Балтийска (Калининградская область, ныне главная база кораблей Балтийского флота). Потом он окончил  двухгодичную партийную школу в Ленинграде, работал в аппарате Калининградского обкома КПСС. Затем переехал в Ленинград, руководил одним из отделов ленинградского завода «Северный пресс». Вёл большую общественную работу на заводе, в Совете ветеранов Великой Отечественной войны и в Военно-морском обществе. Все свои силы и знания он отдавал патриотическому воспитанию молодого поколения, пропаганде боевых и трудовых традиций советского народа.

Вместе с тем Иван Яковлевич Ларин был очень скромным человеком, о своих делах и подвигах рассказывал очень скупо. Дни отпуска он предпочитал проводить в родных тверских местах, там, где прошли его детство и юность.

М. Куликова, 07.12.2009