Реклама
ремонт автостекла Киев

Литау Николай Андреевич (9.08.1955)

Кругосветное плавание на яхте "Апостол Андрей" в 1996-1999 годах.

Дневник капитана

 

05.05.97

Вот мы и на Кергелене. Стоим на бочке в 10 милях от Port-aux-Francis, в месте, носящем имя “Port des Iles”. Заканчивал предыдущую запись тем, что неизвестность ждёт нас на Кергелене. Но то, что ждало нас у Кергелена, не снилось мне и в кошмаре.

Ночью третьего мы увидели на фоне неба какую-то гору, это был островок Ronde высотой 150 м, куполом возвышающийся из воды. Поутру, встав на вахту, на рассвете увидел горы полуострова, названного именем Rallier du Baty. Зверопромышленник начала нашего века, промышлял здесь морского льва и ходил на шхуне La Curieuse (Курьез). Вершины гор покрыты снегом и ледниками. Чуть поодаль, впереди, наивысшая точка острова – гора Grand Ross (1898 м). Величественное зрелище. Но наиболее впечатляюще выглядят берега юго-западной оконечности Кергелена, полуострова Жанны д’Арк. Стена высотой 500-700 метров отвесно поднимается из  воды.

Ничего более внушительного я не видел. Весь день лавируемся вдоль южного берега острова. Берега то приближаются на 2-3 мили, то теряются в дымке на расстоянии 10-15 миль. Ветер крайне неустойчив как по силе, так и по направлению. Сказывается близость высоких берегов и глубоко вдающиеся бухты, похожие на фьорды.

Во время лавировки достигаем самой южной точки в нашем походе: – 49о58,3’S  л – 68о46’E.

К вечеру ветер скис совсем, запустили дизель, прошли около часа, и вдруг в несколько минут ветер, вырвавшись откуда-то, достиг силы в 16 м/сек.

Ставим зарифленный грот, стаксель № 3 и сдаем вахту Аркадию.

Наступает 4 мая. Наша вахта первая. Идем в бейдевинд, ветер 16-18 м/сек, холод и ледяной душ. Предлагаю меняться через 40 мин. В 00.40 отправляю Николая на смену доктору. Доктор приходит, ворчит, что не дали достоять сразу все, и говорит, что на руле усилия возросли, и он опасается за штуртросы. Я пожимаю плечами. Раздается звук лопнувшей снасти. Вылетаю наверх. Вроде, все на месте. Лодка встает в левентик, ругаю Николая. Он крутит штурвал – ничего! Штуртросы! Скатываюсь вниз – штуртросы и ролики все на месте и все цело. Опять наверх, сам вращаю штурвал – руля нет. Повторно даю команду доктору вытаскивать аварийный румпель (он уже, было, его наполовину вытащил). Ставлю точку на GPS ц – 49о50,4’S  л – 70о10,5’E. Время около часа ночи.

Устанавливаем аварийный румпель, Николай рулит, а лодка продолжает крутить повороты. Я опять набрасываюсь на Николая. Выясняется, что зря – нет руля. Что-то под водой.

Убираю грот и стаксель, поднимаю зарифленную бизань, ложимся в дрейф носом к ветру. Сообщаю “радостную” весть  Аркадию с Киреевым.

Запускаем дизель и, настраивая бизань, продвигаемся зигзагами на северо-восток милях в пяти от берега. Через полтора часа удалось связаться с Порт-о-Франс. Объясняю  ситуацию и прошу  помощи, а конкретно – прислать буксир.

Обещают помощь к утру.

Утром около девяти часов вновь вызываю Порт-о-Франс. Объясняют, что судно, идущее за нами, находится по другую сторону острова, и ему нужно около десяти часов, чтобы подойти. Предлагают связаться с ним по КВ на частоте 3885, но у нас такая частота не запрограммирована, даю свою частоту. Через некоторое время беседую с капитаном “Курьеза”. Денис берет наши координаты и просит не волноваться, будет часам к пяти вечера.

Весь день лежим в дрейфе, иногда подрабатываем двигателем, чтобы далеко не унесло от острова, и в то же время держимся от него на безопасном расстоянии. Ветер свежий, порой до 12-14 м/сек. За час до подхода Денис вызывает на 16-м канале, говорит, что находится в десяти милях и видит нас на экране радара.

В 17.30 подошел “Курьез”, начали заводить буксир. Они подали свой. Волнение баллов 5 и произвести эту операцию совсем не просто.

13.05.97

Снова в океане, отошли от острова миль 150. Вышли вчера в 10 утра. Провожать пришли губернатор, Алан Бернард, девчата и  почти  все свободное от работы и вахты население острова Кергелен. Дали нам в дорогу гору хлеба, полбарана и еще кое-какие продукты, а также приправы.

Фабриций на “Зодиаке” перевозит нас на яхту в три приема, и мы, запустив зеленую ракету,  пускаемся с дальнейший путь. С новым рулем лодка рулится по-другому, хуже, и требует постоянного внимания. В бухте Морбихин ветерок не сильный, а за островом усиливается до 12-14 м/сек, и лодка летит до десяти узлов. У всех ощущение, что она стала идти легче.

Температура воды достигла рекордно низкой отметки: +4C. И стала понемногу повышаться. Возвращаюсь к событиям Кергелена.

Буксировали нас до двух часов ночи. Лодка без руля рыскала, чуть не обгоняя “Курьез”. Все прошло без осложнений, но пришлось  трижды тормозить “Курьез”  и перезадавать буксир, который перетирался в клюзе и об штевень лодки.

В два ночи встали на бочку за “Курьезом” в месте, носящем название Port des Iles (Порт островов). Тихая заводь в углублении берега острова с веселым названием Кладбище и в окружении островов Кот, Котенок и Свинья. Вот так. Попросили помощи и попали на кладбище.

Буй этот находится в семи милях от Порт-о-Франс. Денис объяснил, что при западных ветрах  здесь спокойнее.

Утром пятого проснулись от ударов в борт яхты. Выползли наверх и обнаружили, что сменившийся ветер завязал в один узел яхту, буй и “Курьез”. И, кроме того, идет снегопад, и палуба яхты по щиколотку в снегу. Снег соскальзывает по такелажу и шлепается на палубу. Все острова вокруг тоже покрыты снегом. Веселенькая картина.

Кое-как отцепляем буксир, соединяющий нас с “Курьезом”, от буя, и нас прижимает к “Курьезу”. Сами мы висим на его швартовом конце. Без руля что-либо сделать трудно, ванты трутся о высокий штевень “Курьеза”. Вызываю его по радио, прошу кого-нибудь подняться на палубу. Денис отдает совсем свои швартовы с тем, чтобы, сделав круг, опять зайти с нами к бочке против ветра.

Проводит он эту операцию мастерски, но все равно навала не избежали. От вант летят искры при трении об фальшборт “Курьеза”, угрожающе надвигается штевень, гнется леерная стойка, удар в борт, и в трубе нашего “водопровода” вмятина на память. У Мотина на камбузе кастрюля улетает с плиты и размазывает кашу по переборке.

После завтрака все перебираемся на “Курьез”, яхту оставляем на бочке и отправляемся в Порт-о-Франс. По пути знакомлюсь с капитаном “Курьеза”. Denis Rochard работал в свое время наблюдателем на советских рыболовных судах и немного говорит по-русски.

В Порт-о-Франсе нас встречает шеф территории Alain Duret-Nauche, местный губернатор. Нас кормят обедом, отмывают и вместе с губернатором отправляемся на яхту. Водолазы Кристофер и Дамье подтверждают нашу догадку – под яхтой нет ничего, ни пера руля, ни скега. Демонтируем с их  помощью остатки баллера и отправляем в Порт-о-Франс.

На следующий день связываюсь с портом, к нам подходит шаланда “Авантюра” и забирает меня и Мотина в Порт-о-Франс. Николая – заниматься стиркой, меня – уточнить детали изготовления руля. Потом выяснится, что обратно мы поедем с уже готовым рулем, так что мы с Николаем остались на базе. Николай помогает в изготовлении. Мне разрешили пользоваться береговой станцией, участвую в ежедневных  трафиках, держу связь с яхтой. Оставшиеся занимаются делами на яхте.

Живем мы с Николаем в домике с метеорологами: Джоном и Патрисией. У каждого своя комната. Все необходимые удобства. Трехразовое питание в ресторане вместе со всеми. Кормят отменно.

 Вечером, после ужина, кофе в баре “ТОТОШ”, наверху. Беседы, игры в кости или, если есть желание, шахматы, бильярд, настольный футбол. Есть здесь библиотека и спортзал.

8 мая Франция празднует победу во Второй мировой войне.

День нерабочий, но все равно ребята в гараже продолжают трудиться над нашим рулем, и к обеду он готов и покрашен. Занимались рулем симпатичные ребята Denis ESPINASSE, BERTIN Vincent (сварщики), BAKBE Fabrice (токарь). Denis – старший сержант ВМС Франции. Перед ланчем всех собирают наверху на аперитив по случаю праздника. Одному из военных шеф вручает медали от НАТО и Франции за участие в миротворческой миссии в Югославии. Затем всем наливают коктейль из большой кастрюли, в состав которого в основном входит сок и фрукты, а также немного рома. После ланча отправляемся с Николаем в сопровождении Клер на прогулку по побережью.

Кроликов великое множество, десятками разбегаются из-под ног. На берегу лежат несколько морских слонов. В основном молодняк. Животные совершенно безобидные, можно подойти погладить, и они удирают в воду, при этом беззвучно, широко разевают красную пасть и смотрят огромными печальными глазами.

Становится как-то неловко за то, что их беспокоишь. И невозможно представить, как можно их убивать, глядя в эти глаза. Сегодня их не трогают, а когда-то промысел процветал.

Есть небольшая колония морских птиц, названия которых я так и не разобрал. А над головами летают странствующие альбатросы. Вес их может достигать 25-30 кг, а крылья до 3 метров.

Заглянули на геофизическую станцию. Девчата здесь занимаются  сейсмоисследованиями и магнетизмом Земли.

А рядом антенна космического агентства. Большой секрет. Посетили накануне также с нашими хозяевами метеостанцию. Секретов здесь от нас никаких (кроме космоса) нет.

Девятого с утра пошли на шаланде “AVENTURE” к яхте. По пути высадили четверых ребят вместе с Бриджит (радисткой, принявшей наш сигнал) на одном из островов, где водятся муфлоны. Их здесь около 200, и ребята решили дня три поохотиться.

После этого пошли к яхте и, в общем, без проблем, быстро установили новый руль. Дамье нырнул, осмотрел его под водой. К нам перебрались Денис, Винсент и Фабриций, и мы своим ходом пошли в Порт-о-Франс.

Подойти к стенке с нашей осадкой нельзя, встали на швартовых на бочке “Курьеза”.

Съехали на берег, ребят расселили в соседнем домике. Большой шеф уехал осматривать свои владения. Вернется только в воскресенье, я решил его дождаться, ребята поживут пару дней в тепле, погуляют по земле.

14.05.97

Вот и первые полгода прошли.

Надеялись, что будем их отмечать в Австралии или даже дальше. Но, увы. Уходя из Кейптауна, думал, что где-то к этому дню будем в Албани. А на деле до Албани еще больше двух тысяч миль и болтаемся при полном безветрии. И за бортом +4С, что в воде, что в воздухе. Не ожидали мы таких ветров в этих широтах. Пройдено уже 3000 миль по Индийскому океану и все эти мили было примерно вот так же. Крайне неустойчивые ветры, за сутки оборот на 360о, штили через каждые два-три дня. Хотя общее направление, вроде, и западное, но на все это накладывается циклоническая деятельность. Мы пересекли сороковые, дошли до пятидесятого, обогнули Кергелен с юга, и всюду одно и тоже. Не сравнить с постоянным встречным ветром, что дул у берегов Намибии и ЮАР.

Вчера ночью разошелся шов и на втором гроте, до обеда латали и шли под дизелем часов пять, немного согрели лодку.

Стоял вчера и вспоминал, сколько у нас было теплого времени за полгода. Вышли в середине ноября, в начале декабря в Гетеборге заморозки, до Торки до Рождества немного выше нуля, до +10С максимум. После Торки полегче стало, но в Лиссабоне еще было +15С. Устойчивое тепло установилось только у Канар или чуть раньше, т. е. к середине января. А на подходе к Кейптауну температура воды понизилась  до +15С, и потом неделю за Кейптауном было опять тепло – около +20С. Итого: дней с температурой больше +20С не наберется и половины за шесть месяцев, а дней ниже +10С – около двух месяцев. Хорошо еще, что ниже нуля почти не было. В первой серии холодов, на севере, хоть печка была, а теперь, когда она могла бы хорошо работать, увы. Много просчетов и пробелов в подготовке. Частью из-за неопытности, частью из-за денег. Знания и опыт, приобретенные в этом плавании, солидные уже на сегодня. И штили, и штормы, и жара, и холод. Разнообразные ветры и волнение. Различные страны и народы. Прошли больше 12000 миль, “Апостол Андрей” побывал в семнадцати портах, одиннадцати странах на двух континентах. Посетили уникальное место – 0о0о – и не менее уникальное – о-в Кергелен. И даже давали сигнал SOS. Что еще придется нам испытать?..

30.05.97

Трагедия переходит в фарс, когда перебарщиваешь. Так и в нашем случае. Позавчера мы опять остались без руля.

Досадно, что в дни почти штилевые. Налетел один единственный шквал, лодку резко привело, Левин попытался одержать – и все. Вначале мы думали, что отлетело перо, уж больно хлипко оно выглядело по сравнению с пером Кергелена, которое вообще разорвало по металлу. Но когда после обеда решили вынуть баллер и я взялся за сектор, то сразу понял, что внизу нет ничего. Вынули остатки баллера – видим, что переломился 62-миллиметровый стрежень, которым соединили на Кергелене две трубы и к которому теперь при помощи муфты присоеденили распредвал. Какие же силы должны действовать на плавник, если пруток толщиной в руку ломает как спичку?..

 

По Благословению Его Святейшества
Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II

«БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА» ЯХТЫ
«АПОСТОЛА АНДРЕЯ»

Организатор плавания ­— московский
Клуб «Приключение»

В канун нового тысячелетия в историю замечательных открытий и путешествий уходящего века была вписана новая яркая страница. Российская яхта «Апостол Андрей», совершив уникальное плавание вокруг Света, установила сразу три мировых рекорда.

Впервые было осуществлено кругосветное плавание в меридиональном направлении. Впервые маршрут этого плавания пролег через воды всех четырех океанов планеты. А главное, экипажу удалось совершить почти невозможное: впервые за всю историю мореплавания Северный морской путь был пройден под парусом!

Кругосветное путешествие началось в год 300-летия Российского флота. Десятки организаций поддержали программу московского Клуба «Приключение», осуществляемую по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Именно он предложил дать яхте имя «Апостол Андрей». Экипаж с честью и достоинством пронес его через все штормы и испытания. Путешествие было победно завершено в ноябре 1999 года.

Но плавание вокруг Восточного полушария — это лишь первый этап уникального проекта Николая Литау, получившего название «Большая восьмерка». В настоящее время идет подготовка ко второй кругосветной экспедиции, в ходе которой «Апостол Андрей» обогнет Западное полушарие и завершит своеобразный маршрут в виде восьмерки.

Кульминацией первого этапа стало прохождение Северного морского пути — труднейшей ледовой трассы. Второй маршрут не менее сложен: «Апостолу Андрею» предстоит покорить Канадский Арктический архипелаг и посетить Антарктиду. В случае успеха «Апостол Андрей», дважды обогнув Земной шар, станет первой яхтой, преодолевшей арктические моря Евразии и Северной Америки.

Новый виток «Большой восьмерки» достояние века грядущего. Старт второго кругосветного плавания «Апостола Андрея» будет дан летом 2001 года.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЯХТЫ

«Апостол Андрей» — яхта, специально построенная для плавания в арктических широтах. Корпус, сваренный из стальных листов, имеет граненые обводы. В его конструкции нет привычных шпангоутов. Прочность и жесткость обеспечиваются за счет увеличенной толщины обшивки (20 мм на днище) и жесткости переборок. Две мачты — грот (19 м) и бизань (14 м) — несут 130 кв. метров парусов. Вспомогательный двигатель имеет мощность 85 л.с. В яхте 9 спальных мест, камбуз, душ, туалет, емкости для топлива и пресной воды. Яхта оснащена современными средствами навигации, радио- и телефонной связи. Построена в Твери. Модернизация осуществлена на Кронштадтском морском заводе.

Длина — 16,2 м, ширина — 4,8 м, осадка — 2,7 м, водоизмещение — 22 т.

ЭКИПАЖ ЯХТЫ

На разных этапах первого кругосветного плавания в экипаж входило от 5 до 7 яхтсменов. Всего в кругосветке приняло участие 15 человек. Весь путь прошли Н.Литау, А. Гершуни и А.Киреев.

Литау Николай Андреевич. Капитан яхты «Апостол Андрей», 45 лет, Москва, яхтенный капитан, заслуженный мастер спорта.

Гершуни Аркадий Ильич. Старший помощник капитана, 49 лет, Москва, яхтенный капитан,  мастер спорта международного класса.

Киреев Александр Александрович. Второй помощник капитана, 41 год, Балашиха, Московская обл.,  яхтенный капитан, мастер спорта международного класса.

Кроме капитана и его помощников команду «Апостола Андрея» составили:

Александр Левин (Москва),  врач, мастер спорта;

Владимир Киреев (Тверь), боцман, мастер спорта; 

Роман Смирных (Москва), боцман, мастер спорта;

Юрий Гаврилов (С.-Петербург), метеоролог, канд. мастер спорта;

Игорь Балдин (Москва), матрос, мастер спорта;

Александр Голубев (Тверь), матрос, канд. в мастера спорта;

Константин Грамотнев (Москва), матрос, канд. в мастера спорта;

Сергей Зорков (Москва), матрос, канд. в мастера спорта;

Вячеслав Мальцев (Мурманск), матрос, мастер спорта межд. класса; 

Николай Мотин (Москва), матрос, канд. в мастера спорта;

Виктор Мурашев (Тверь); кок, канд. в мастера спорта; 

Сергей Писарев (Тверь), матрос, мастер спорта.

В новом кругосветном путешествии экипаж «Апостола Андрея» будет состоять из 7 человек. Основа команды формируется из участников первой кругосветки. Экипаж яхты вновь возглавит  Николай Литау.

Яхта построена на филиале
Тверского вагоностроительного завода «Производство малых серий».
Ремонт и модернизация производится на
Кронштадтском морском заводе.
Проект осуществляется при поддержке ВМФ России.

, 07.12.2009