Реклама
Строительство домов в Алуште

Великий лётчик

То, что в посёлке Мигалово нашего областного центра главная улица носит имя Михаила Михайловича Громова, вовсе не случайно. Это не просто дань уважения великому русскому лётчику, но и память о земляке-тверитянине. День его рождения — 24 февраля. Вспомним же вехи героической жизни.

Михаил Михайлович родился в 1899 году в Твери в семье военного врача. Он дворянин, и это обстоятельство в 20-30-е годы, мягко говоря, не способствовало научной и военной карьере. Учёба в Тверском реальном училище давалась юноше легко. Кроме того, у него обнаружились способности к рисованию и музыке, которую преподавал будущий создатель ансамбля песни и пляски Советской армии А.В. Александров. Предметом особого увлечения стали спорт и авиамоделизм.

Недаром Михаил продолжил образование, поступив в Московское высшее техническое училище, где преподавал сам Николай Егорович Жуковский, создавший здесь аэрогидродинамическую лабораторию. Но и этого показалось мало пытливому юноше. Он поступил на Теоретические курсы авиации, где работала лучшая профессура в этой сфере во главе с тем же Н.Е. Жуковским. Практические навыки Михаил Громов получил в Центральной московской школе авиации, осваивая пилотирование самолёта "Фарман-IV". Его мастерство было столь очевидным, что после окончания школы он был оставлен в ней инструктором.

Во время гражданской войны Громов руководил группой боевого применения, осваивал новые для того времени типы самолётов, использовавшиеся в боевых целях. Поразительная дисциплинированность и целеустремлённость позволила ему выкраивать время и на серьёзные занятия спортом. В 1923 году он даже стал первым чемпионом Советского Союза по тяжёлой атлетике!

В 1924 году Михаил Михайлович перешёл на службу в святая святых отечественной авиации – Научно-исследовательский институт Военно-Воздушных Сил. Его пригласил испытывать самолёты сам Андрей Николаевич Туполев, кстати, кимряк и выпускник Тверской мужской классической гимназии. Через год Громов принял участие в групповом перелёте в Китай и Японию, на следующий год – в полёте, включившем столицы европейских государств: Берлин, Париж, Рим, Варшаву. С этого времени его и стали называть "лётчик № 1", и этот неофициальный титул сохранился за ним на всю жизнь.

Судьба испытывала Громова на мастерство и мужество многократно. Так, при испытаниях истребителя И-1 его самолёт вошёл в плоский штопор, и отважному лётчику пришлось спускаться на парашюте. Это был первый в СССР случай спасения пилота с парашютом. Михаил Михайлович первым поднял в небо знаменитые самолёты У-2 и И-3 конструкции Н.Н. Поликарпова. Трудно поверить, но он испытал практически все (!) самолёты, созданные в Центральном аэрогидродинамическом институте под руководством А.Н. Туполева. Он также совершил несколько перелётов по территории СССР и за рубежом на АНТ-9, испытал истребитель И-4 и 4-моторный бомбардировщик ТБ-3.

В начале 1930-х годов в стране начались в обстановке секретности работы по созданию специального самолёта для установления мирового рекорда дальности полёта АНТ-25. И мировой рекорд был установлен в 1934 году, когда этот аппарат пролетел по замкнутому маршруту 12411 км за 75 часов 2 минуты. На следующий год Громов испытал уникальный 8-моторный самолёт АНТ-20 (или "Максим Горький").

Знаменитый экипаж в составе В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова совершил 18 июня 1937 года известный перелёт через Северный полюс, приземлившись в Ванкувере. Поскольку рекорд дальности при этом не был побит, Советское правительство направил 12 июля с той же задачей на другом самолёте АНТ-25 экипаж в составе командира корабля М.М. Громова, второго пилота А.Б. Юмашева и штурмана С.А. Данилина. Громов готовил полёт предельно тщательно, просчитав все возможные ситуации. Для облегчения веса самолёта и максимальной заправки горючим частично даже срезали головки винтов!

И рекорд дальности был установлен. Самолёт "лётчика № 1" приземлился в городе Сан-Джасинто на юге США, близ мексиканской границы. Запас горючего позволял продолжить полёт, но на пересечение мексиканской границы не было договорённости с правительством этой страны.

Участники перелёта удостоились звания Героев Советского Союза. Международная федерация авиации наградила их высшей степенью отличия – медалью де Лаво "За лучшее авиационное достижение 1937 года". Следующим советским лётчиком, получившим эту награду, стал космонавт-1 Ю.А. Гагарин.

Отважному лётчику было присвоено учёное звание профессора "по технической эксплуатации самолётов и моторов" и воинское звание комбрига. Весной 1941 года в СССР был создан Лётно-исследовательский институт, и его первым начальником стал М.М. Громов (ныне Государственный научный центр РФ носит его имя). В 1942 году он перешёл в действующую армию, командовал авиационной дивизией, ВВС Калининского фронта, 3-й и 1-й воздушными армиями. Под его началом воевал и французский авиаполк "Нормандия". Войну он заканчивал в звании генерал-полковника и в высокой должности заместителя командующего ВВС по боевой подготовке фронтовой авиации.

В конце 40-х годов Громов вернулся в науку и производство, став начальником управления лётной службы Министерства авиационной промышленности. В течение многих лет он руководил всеми лётно-испытательными подразделениями институтов и заводов авиапромышленности, создал уникальное учебное заведение – Школу лётчиков-испытателей, набор курсантов в которую проводился неизменно при участии Михаила Михайловича. Авторитет Громова был необыкновенно высок в лётном братстве и держался на его реальных качествах руководителя, аса, человека. 22 января 1985 года "лётчика № 1" не стало. Он нашёл последний приют на Новодевичьем кладбище в Москве.

В столетний юбилей великого лётчика во Дворце культуры ЦАГИ в г. Жуковском прошло торжественное заседание, посвящённое его памяти. Выступали ветераны отечественной авиации, космонавты, молодые лётчики-испытатели. В концерте принял участие Краснознамённый академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова (учитель и ученик как бы встретились вновь). На одном из корпусов Лётно-исследовательского института, в котором работал М.М. Громов, в этот день была открыта мемориальная доска. Полёт в вечность продолжается, теперь уже – в благодарной людской памяти.

 

Вячеслав Воробьёв, 07.12.2009