Реклама

Жизнь и творчество Александра Васильевича Александрова

Александр Васильевич родился 1 апреля 1883 года (по новому стилю) в селе Плахино Рязанской губернии в крестьянской семье.

Его отец привил сыну любовь к книгам и пению. Любовь к музыке пробудилась у Саши очень рано. Он подолгу мог слушать песни, которые пела его тетка Анастасия Никитична, признанная мастерица пения на селе. Уже с детства, у него проявилась творческая жилка. Его непреодолимо тянуло к импровизации, к сочинению частушек и песен. Два года он обучался грамоте и арифметике в начальной земской школе. Хор, руководимый учителем И. М. Терентьевым, закрепил уже имевшиеся певческие навыки.

Позднее один из родственников, служивший солистом в петербургском церковном хоре, певчий Петр Алексеевич Заливухин, приехав в родное село, услышал маленького певца, которому было 9 лет и забрал его с собой в столицу.

В Петербурге он освоился быстро. Хором Казанского собора руководил опытный музыкант Фатеев, он принял мальчика в свой хор. Александров проходил под его руководством теорию сольфеджио. Позже тот выдвинул его в солисты хора. Спустя некоторое время он выдержал экзамены в Придворную певческую капеллу. По окончании капеллы он получил звание регента и учителя пения.

В 1900 г он выдержал экзамены в Петербургскую консерваторию. Здесь он познакомился с Римским-Корсаковым, который обратил внимание на талантливого юношу. Молодому музыканту очень нравилось обучаться, но сырой петербургский климат, материальная нужда, вынуждают Александрова поехать в Бологое, где климат был суше, и где ему была предложена работа

Здесь положено начало самостоятельной работы композитора. Здесь он познакомился с Ксенией Павловной. Морозовой, своей ученицей и будущей женой. Сначала родился Борис (который после смерти отца продолжил его дело), после Владимир и Александр.

В Бологое он пробыл с 15 марта 1902 до лета 1906 г. Здесь он руководит хоровыми классами в железнодорожном и техническом училище. При этом, он продолжает занятия в консерватории, работа в железнодорожном училище давала ему право на бесплатный железнодорожный билет. Два раза в неделю, он ездил из Бологого в Петербург., В 1905 году в Петербурге начались студенческие волнения студенты консерватории присоединились ко всеобщей забастовке и требовали прекращения занятий. В 1906 году он переехал в Тверь регент в архиерейском хоре. В архиерейском хоре он заботился о мальчиках. Добился, чтобы им улучшили условия проживания и питание. Боролся против обычая выступать мальчикам на свадьбах. За 12 лет не разу не пели. Сделал лучшим архиерейским хором в губернии. В свободное время вел хоры в реальном училище, мужской гимназии женском коммерческом училище, вел уроки музыки в тверском железнодорожном училище, и на станции Ховрино, что давалало ему право бесплатного проезда до Москвы. Впервые поставил оперу «Пиковая дама», где выступил в роли офицера Чекалинсккого. Его услышала певица Подольская, и настояла на его встрече с профессором московской консерватории профессором Мазетти. И с 1909 года он там обучается. Днем он преподавал в Твери ночью ехал в Москву, учился, и следующей ночью ехал обратно. По воспоминаниям знакомых, ученики настолько сильно любили Александрова, что порою отказывались выступать без него. Однажды был такой случай, что приехала проверка посмотреть на его работу, а Александров в это время был в Москве, так дети сказали, что он был но только что ушел. Данный случай, как и многие другие, говорит о том, что он помимо музыкального, обладал еще и педагогическим талантом.

Он был директор первой музыкальной школы, где обучались и взрослые и дети. Школа работала от Московского отделения Русского музыкального общества и только до 1917 года. В ней были фортепианный и скрипичный классы, а также классы хорового мастерства, музыкально-теоритических предметом и сольного пения. Для групповых занятий арендовалось несколько классов в мужской гимназии, а индивидуальные уроки учителя проводили у себя дома.

 Во время пребывания в Твери пишет одноактную оперу Русалка 1913 г по А. С. Пушкину. Симфония в трех частях(1912год), увертюру-поэму «Смерть и жизнь» (1911) В 1918 г его пригласили в Московскую консерваторию в качестве преподавателя. В это же время он работает как композитор. Перекладывает русские народные песни для смешанного хора (Вниз по матушке по Волге, Ехал пан и др.) с 1929 по 1930 год вел классы хорового пения, композиции, сольфеджио в Московском музыкальном техникуме имени Скрябина. С 1926 по 1930 руководил Московской государственной академической капеллой. Лучше всего исполняли русские народные песни, аранжированные самим Александровым.

Александров руководил хором недолго. В 1928 году из членов красноармейской самодеятельности организовал Ансамбль песни и пляски Советской армии. Александров решает оставить академию и организовать свой хор. Но эта идея не пришла ему сразу. Началось с того, что 8 певцов, 2 танцора, баянист и чтец под руководством Александра Васильевича подготовили своеобразное песенно-танцевальное представление. 10 октября 1928 года они выступили в Центральном Доме Красной Армии перед военными начальниками страны. После этого Александров задумался о сохранении группы, более того, начал искать кадры по стране. Для ансамбля писали музыку все известные современные композиторы и в том числе участники ансамбля. С первых дней существования коллектив ансамбля поставил перед собой цель воспитать в красноармейской молодёжи глубочайшее уважение к славному прошлому нашей армии, желания развивать её боевые традиции. Ансамбль сразу стал широко известен, прежде всего, благодаря музыкальным композициям, прославлявшим героев Гражданской войны (в т.ч. о 1-й Конной армии, Дальневосточной армии, обороне Царицына, о Щорсе и т.д.). Обработал “народную” песню “По долинам и по взгорьям”. Большую известность получили его произведения "Кантата о Сталине", "Песня о Сталине", “Песня о военном комиссаре”, “Гимн партии большевиков”. "Его талантливому руководству, - писал К.Е. Ворошилов, - Краснознаменный ансамбль песни и пляски СССР обязан тем, что он стал первоклассным музыкальным коллективом". Ансамблем Александров руководил 18 лет до своей смерти, после смерти ансамбль принимает сын Александрова Борис, и называется именем Александрова. Ансамбль Александрова приглашали в разные концы страны, ведь жизнь в стране не была лёгкой, а песни исполняемые ансамблем заставляли забывать людей о своих проблемах. Каждой части страны, куда выезжал ансамбль, писались песни. В 1929 году ансамбль выехал во Владивосток, где пел буквально под шквал огня. “После каждой песни, солдаты заряжённые эмоциональным всплеском шли вперёд!” писал кто-то из офицеров Советской армии. “Снаряды рвались уже рядом, но мы и не намеревались останавливать концерт” вспоминает о тех годах Александр Васильевич. Поистине золотые годы Александрова прошли в ансамбле. Он стал знаменитым, поскольку писал патриотические песни, помогающие народу выжить; партизанские песни. Особо известна его песня “Гимн пятилетке”, “Вспомним-ка товарищи”… Александров после этого стал приближённым к Сталину лицом. Иосиф Виссарионович с удовольствием слушал произведения композитора, и приглашал Александра Васильевича для разговоров. Вот что пишет о своём деде внук Александрова: “Александр Васильевич напрямую общался со Сталиным. Даже когда у Иосифа Виссарионовича сидели в кабинете генералы, Александров запросто входил без доклада. Он был один из немногих, имевших такое право. Сталин очень хорошо относился к нему...”. Не удивительно, что в 1937 году, Александрову присвоено звание народного артиста СССР. И всё вроде бы пошло-поехало в жизни композитора. Но, не тут-то было. Нагрянула Великая Отечественная война. По состоянию здоровья Александрова не принимают в армию. Но Александр Васильевич и тут не растерялся. Поняв, чем он может помочь стране, он немедленно взялся за дело. Кстати, Сталин приказал не распускать Ансамбль песни и пляски Красной Армии под предводительством Александра Васильевича. В годы войны немаловажную роль сыграл ансамбль Александрова. Создав такие шедевры как “В поход! В поход!” и особенно известную песню “Священная война” (на стихи Лебедева-Кумача). Ноты были написаны в один день, и в тот же день ансамбль разучил песню, а на следующее утро она исполнялась на Белорусском вокзале для отъезжающих на фронт. Как вспоминают ветераны, на вокзале где шли поезда на фронт, после первого исполнения песни “Священная война”, народ требовал ещё и ещё, и с каждым разом всё больше людей кидались в вагоны уходящего поезда с целью убить захватчиков! Вот какой заряд носила музыка! Эта музыка поистине стала символом борьбы СССР против фашистских захватчиков. Вот воспоминания сына Александрова Бориса Александровича о первом исполнении песни. "Все, кто в эту минуту находились там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она окончилась, на какие-то мгновения замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить... Они требовали и требовали повторения, и только после того, как добрая половина присутствующих уже подпевала ансамблю, запомнив мотив и слова, "Священная война" уступила место другим произведениям".

В военные годы Сталин решил, что страна должна иметь свой государственный гимн, мелодию, которая бы соединила страну в единый мощный кулак. Фаворитом в этом споре по праву считался Александров. Помимо того, что он был любимчиком Сталина, он ещё был и народным артистом СССР, и кому после этого отдаст предпочтение Сталин? Кроме того, до этого (в 1942 году) он стал лауреатом Сталинской премии. Гимн действительно вышел хорошим. Слова гимна были написаны Сергеем Михалковым и Г.Г. Эль-Регистаном. Но в военные годы о гимне никто не знал. Гимн утвердили (мелодия гимн утверждена как гимн Российской Федерации с начала 2001 года). Настолько он понравился Сталину, что он и не стал выслушивать варианты остальных композиторов! В те же годы Александров пишет песню о советской армии «Несокрушимая и легендарная». После Великой Отечественной Александров вместе со своим Ансамблем отправляется уже в за рубеж, в только что образованные социалистические страны, и исполняет все те песни, которые он с таким трудом «собирал» все эти 18 лет со своим ансамблем. Врачи были против его поездки, поскольку все эти «гастроли» в военное время плохо отразились на его здоровье. Но Александров не был бы Александровым если бы оставил свой ансамбль без предводителя. Он едет в Чехословакию, в Польшу, в ГДР, в Югославию… Естественно случилось то, о чём и предупреждали врачи, он не выдержал нагрузки. Умер Александр Васильевич, когда они с Чехословакии отправлялись в Берлин 8 июля 1946 года. Но существует ещё одна версия, что он умер уже по прибытию в Берлин, и это официальная версия его смерти. После его смерти, его ещё раз наградили Сталинской премией, таким образом он удостоился ей два раза. В течении своей жизни получил звание генерал-майора (1943), и доктора искусствоведения (1940). Являлся членом КПСС с 1939. После смерти Александрова, как уже было сказано выше, его дело продолжил сын — Борис Александрович. Ансамбль также не был распущен, и его под своё крыло взял Борис. Около дома где жил Александров была установлена мемориальная доска с надписью: "В этом доме с 1937 года по 1946 год жил и работал народный артист СССР, композитор Александр Васильевич Александров".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

Гимн Советского Союза

 

Музыка А. В. Александрова

Слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана

 

Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует, созданный волей народов,
Единый, могучий Советский Союз!

Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил.

Славься, Отечество наше свободное,
Счастья народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!

Мы армию нашу растили в сраженьях,
Захватчиков подлых с дороги сметем!
Мы в битвах решаем судьбу поколений,
Мы к славе Отчизну свою поведем!

Славься, Отечество наше свободное,
Славы народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!

 

Список литературы

  1. Багажова И.А.В. Александров в Твери // Калининская правда. 1981.
  2. Дроздецкая Н.К. // Музыка и время. 2005. № 5. С. 39-43
  3. Поляновский Г. А.В. Александров. М., 1983.
  4. Птица К.Б. О музыке и музыкантах: Сб. статей. М., 1994.
  5. Тарасова Л.А. Музыкальная культура Тверского края. Тверь, 1997.
  6. Шиков В. Музыканты Верхневолжья. М., 1984.

Т. Белова, 07.12.2009