Реклама

Герои XX века

Матвеев Михаил Алексеевич / 6.5.1914 – 24.7.1944

Михаил Алексеевич Матвеев родился 6 мая 1914 г. в деревне Жабны Вышневолоцкого района Калининской (ныне Тверской) области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1944 г. Окончил школу ФЗУ. Работал на Ленинградском заводе «Красный ударник». Учился в ленинградском аэроклубе, увлекался парашютным спортом. С 1936 г. жил в Москве. Учился в Центральном аэроклубе, затем там же работал инструктором.

В Красной Армии с 1942 г. В 1943 г. Матвеев окончил школу пилотов Военно-Морского Флота и в начале ноября прибыл на Балтику в состав 7-го гвардейского штурмового авиаполка. Первые 2 боевых вылета Матвеев совершил в день Великого Октября - 7 ноября 1943 г. После третьего вылета ему вручили гвардейский знак.

В январских боях 1944 г. по разгрому фашистов под Ленинградом Матвеев бесстрашно атаковал врага. После одной из схваток вернулся на базу на повреждённом штурмовике, и, пока его машину ввели в строй, вылетел в бой на «иле» раненого товарища. За героизм, проявленный в боях по освобождению города на Неве от блокады, Матвеев был награждён орденом Красного Знамени.

В конце февраля 1944 г. Матвеев в числе 12-и штурмовиков совершил налёт на фашистскую воздушную базу. Первый удар гвардейцы нанесли по самолётам на западной линейке базы. Сразу же запылало несколько двухмоторных Ю-88, стоявших в готовности с бомбовым грузом. Один из «юнкерсов» поджёг Матвеев. Следующий удар — по восточной стороне лётного поля, где находилось более 20 «юнкерсов». И снова возникли очаги пожаров. Попытки ФВ-190 и Ме-109 взлететь были пресечены истребителями сопровождения. После этого штурмовики пошли в третью атаку на тщательно замаскированную отдельную группу самолётов. Всего в этот вылет балтийцы уничтожили и вывели из строя 18 «юнкерсов».

Весну 1944 г. балтийцы встретили в боях, чередуя удары по сухопутным целям с атаками кораблей противника. Матвеев в одном из полётов, преодолев заградительный огонь, потопил фашистский транспорт. В другом бою в Финском заливе Матвеев лично отправил на дно сторожевой катер. А как-то раз нанёс удар по железнодорожному эшелону, стоявшему под разгрузкой боеприпасов. В течение нескольких часов на станции раздавались мощные взрывы. За этот успешный полёт Матвеев был награждён вторым орденом Красного Знамени.

23 марта 1944 г. в Финском заливе был обнаружен фашистский караван — 2 транспорта, 4 сторожевых корабля, 9 сторожевых катеров. Штурмовики немедленно поднялись в воздух. После нанесения удара один из транспортов загорелся. Группа Матвеева устремилась на сторожевые корабли. Его бомбы накрыли один из них. При выходе на вторую атаку Матвеев увидел, как самолёт одного из его ведомых Каштанкина окутался дымом. Горящий «ил» пошёл вниз и врезался во второй сторожевой корабль… В этом бою Матвеевым и другими штурмовиками было уничтожено 5 вражеских судов.

Вскоре Матвеев был назначен командиром эскадрильи. В первом же бою в этом качестве на его штурмовик в районе цели обрушилось несколько «фокке-вульфов». Матвеев искусно довернул самолёт, и воздушный стрелок Шебилкин не промахнулся. Один «фоккер» упал в море. Ещё 3 ФВ-190 экипаж Матвеева сбил вскоре в бою над караваном судов противника.

19 мая 1944 г. было проведено сразу две операции — удар по фашистскому аэродрому и атака крупных морских сил. В то время как наши истребители блокировали аэродром, штурмовики атаковали корабли. Матвеев обрушил бомбы с высоты мачт. Этот способ назывался топмачтовым и позволял нанести противнику наибольший урон. Во время этого полёта Матвеев и его ведомые пустили ко дну 2 быстроходные десантные баржи с личным составом и повредили сторожевой корабль.

Отличился Матвеев и в боях при прорыве обороны противника на Карельском перешейке. В середине июня 1944 г. лишь за один день балтийцы разрушили 18 дзотов, уничтожили 2 танка, 2 миномётные батареи, зенитную батарею, 7 пулемётных точек.

Газета «Лётчики Балтики» 18 июня 1944 г. писала: «Гвардии капитан Матвеев и его лётчики успешно штурмовали и потопили транспорт водоизмещением 1200 тонн, разрушили служебные здания в порту и пирс». Снова отличился стрелок Алексей Шебилкин, сбивший 4-й по счёту ФВ-190.

Вскоре Матвеев в одном из вылетов заметил группу фашистских тральщиков, очищавших оживлённый фарватер. В результате первой атаки Матвеева головной тральщик потерял ход и нарушил строй, другой тральщик лётчики пустили на дно.

23 июля 1944 г. Матвеев увеличил свой боевой счёт — поджёг корабль противника. В тот же день командир 7-го гвардейского штурмового полка Мазуренко и ведущие групп штурмовиков, в том числе и Матвеев, провели командирский облёт большого участка фронта для выявления огневых средств противника на направлении предстоящего утром 24 июля наступления.

24 июля 1944 г. штурмовики, возглавляемые гвардии капитаном Матвеевым, нанесли мощный удар по узлу сопротивления противника. Первая атака Матвеева вызвала замешательство на шоссе, по которому проходила немецкая автоколонна. Второй удар, произведённый с малой высоты, стоил противнику 6-и автомашин и до 100 солдат и офицеров. При проведении третьей атаки самолёт Матвеева был подбит зениткой и врезался в землю. Это был 98-й боевой вылет отважного лётчика.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Михаилу Алексеевичу Матвееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина и 3 орденами Красного Знамени.