Первый эскалатор, представляющий собой вращающуюся по кругу лестницу, запатентовал в 1859 году американский изобретатель Натан Эймс, но применён не был. Почти через три десятилетия, в 1892 году, американец Джесс Рено запатентовал «наклонный подъёмник». Его первый в мире эскалатор появился через два года в нью-йоркском парке Кони-Айленд как аттракцион для путешественников. Ещё через четыре года — в лавке «Харродс» в Лондоне. Посетителям магазина идея подниматься по эскалатору вызывала тревогу, и чтобы как-то сменить мнение, директор магазина поручил каждому смельчаку, воспользовавшемуся новинкой, наливать стакан бренди. Изначальные эскалаторы представляли собой гладкие движущиеся дорожки без ступеней. Позже им добавили перила, а к 1921 году сформировался современный вид эскалатора. Как же работает современный эскалатор — об этом в сегодняшнем выпуске!
Итак, лента эскалатора состоит из соединённых между собой ступеней, размещённых внутри кожуха. Каждая ступень закреплена между двумя длинными цепями и держится на роликах, которые перемещаются по направляющим рельсам. Тяговый двигатель при помощи валов приводит в движение цепи, замкнутые в круг и движущиеся с заданной скоростью. Ведущий вал вместе с тяговым двигателем устанавливается внизу под полом в верхней части эскалатора, а в нижней части располагается обратный вал. Устойчивость пассажиров на полотне эскалатора зависит от скорости рывка, то есть изменения ускорения или замедления ступеней. Так, при пуске эскалатора ускорение не должно превышать 0,6 м/с2 в первый момент и 0,75 м/с2 в остальное время разгона.

В нижнем и верхнем участках эскалатора установлены неподвижные гребни, из-под которых лента запускается в зависимости от направления. Когда лента выезжает из-под гребня, ступени образуют гладкую поверхность, после чего плавно начинают разъезжаться. Это достигается за счёт особой формы направляющих рельсов.
Неотъемлемой частью эскалатора являются движущиеся поручни, которые также приводятся в движение тяговым двигателем. Однако скорость поручней обычно выше скорости ступеней. Чтобы повысить трение на ведущие диски поручней, надевают резиновые накладки; они со временем изнашиваются, и скорость поручней может незначительно падать. Рекомендуемая разница в скоростях между ступенями и поручням составляет около трёх процентов.

Уклон эскалатора составляет 30–35 градусов в зависимости от длины. Так, при подъёме выше 6 метров применяются эскалаторы с уклоном 30 градусов; в остальных случаях допускается использование и 35-градусного варианта.
Эскалатор оборудуют рядом предохранительных устройств, которые останавливают систему в случае повреждения или угрозы. Эти устройства срабатывают при подъёме ступеней перед нижней и верхней гребёнками, обрыве поручней, увеличении скорости эскалатора более чем на 25% и внезапном изменении направления движения.
В отличие от лифтов, рассмотренных ранее, эскалаторы обладают большей пропускной способностью, однако они дороже и требуют большего пространства для установки.
