Ни для кого не секрет, что половина–две трети стоимости шуруповёрта приходится на аккумулятор. При выходе батареи из строя возникает мысль, не лучше ли приобрести новый инструмент? Но поскольку сам шуруповёрт стоит довольно ощутимо, многие ищут возможность вернуть работоспособность аккумулятора собственными силами. Тут речь не столько о цене, сколько о привязке к конкретной модели: иногда такая модель уже не выпускается.
Попробуем разобраться, реально ли восстановление аккумулятора шуруповёрта? Если рассмотреть несколько батарей разных производителей, становится видно, что они во многом схожи. Это неудивительно, ведь все АКБ собраны по одной схеме и различаются лишь типом элемента.
- Никель – кадмиевые. Самые недорогие, производят их в основном в странах третьего мира из‑за экологических ограничений. Главная их достоинство — цена. Это самый дешёвый аккумулятор. Ещё он может храниться в разряженном состоянии, не теряя своих свойств, и не боится мороза. Минусы — слабая долговечность и невысокая ёмкость.
- Никель-металлгидридный. Его производство экологичнее, есть возможность подобрать качественный элемент. Емкость выше, чем у никель-кадмиевых. Выдерживает множество циклов зарядки. Минусы — при длительном хранении разряженным он теряет часть характеристик и очень чувствителен к холодам.
- Литий-ионный. Самый современный и дорогой тип АКБ. Основные плюсы — меньший вес и значительно большее число циклов зарядки-разрядки по сравнению с предыдущими. Минусы — высокая цена и ограниченный срок службы (около 3–5 лет, так как литий может расходоваться).
Чтобы определить причину неисправности, нужно понимать конструкцию блока АКБ. На корпусе есть четыре контакта:
- плюс
- минус
- верхний управляющий
- сервисный контакт
Теперь, когда мы относительно разобрались с устройством блока, можно переходить к диагностике неполадок. В принципе, все элементы блока не peuvent сломаться одновременно, но при повреждении одного цепь не будет работать целиком. Необходимо найти повреждённый элемент. Для этого понадобится мультиметр, а для второго метода — лампочка на 12В.
Первый способ: заряжаем аккумулятор до полного заряда, раскусываем его корпус и измеряем напряжение на каждом элементе. Для никель-кадмиевых оно должно быть 1,2–1,4 В, для литиевых — 3,6–3,8 В. Немедленно помечаем банки, где напряжение ниже указанных значений. Скорее всего, проблема именно в них. Сборка блока и работа до заметной потери заряда. Затем снова раскручиваем и измеряем напряжение на отмеченных элементах. Если разница между банками превышает 0,5 В, такая банка является явным кандидатом на удаление или ремонт.
Второй способ проще. Не разбирая блок, подключаем к двум выводам (плюс и минус) лампу на 12В. Лампочка ощутимо разрядит АКБ, затем повторяем замеры на элементах по аналогии с первым способом. Другие неисправности, например разрушение пайки, встречаются редко, поэтому их рассматривать не будем. В современных шуруповёртах Makita или Bosch такие проблемы возникают редко.
Восстановление аккумулятора шуруповёрта возможно только для никель-кадмиевых батарей. Если же у вас литиевый АКБ, нужно определить причину: элемент батареи или схема управления. Схему управления можно проверить заменив на рабочий аналог. Если же неисправен именно элемент, ремонт невозможен — нужна замена на новый.
Как реанимировать аккумулятор шуруповёрта?
Восстанавливать можно лишь NiCd-аккумуляторы, так как они наиболее распространены в бытовых шуруповёртах. Реанимировать можно двумя способами: метод сжатия электролита (если он ещё присутствует) и прошивка током, превышающим исходный. Часто в старых батареях уровень электролита очень низок, поэтому прошивка поможет лишь временно. Но если замена элемента невозможна в данный момент, такой способ спасёт на некоторое время.
Наилучший способ ремонта шуруповёрта — замена неисправных элементов на новые. Для этого понадобится донор от другой АКБ или покупка новой. Лучше купить новую, потому что установив бывшую в употреблении, возможно, через короткое время придётся снова осуществлять восстановление. Новые элементы стоят недорого и продаются в специализированных магазинах или в интернете. Главное — при покупке убедиться в совместимости заменяемого блока.
Операции по внедрению донора
Чтобы заменить изношенный элемент, вам понадобится паяльник, припой и флюс, предпочтительно на канифоли. Восстановление аккумулятора будем осуществлять пайкой. Если вы хоть раз держали в руках паяльник, сложностей не возникнет. В противном случае сейчас существует множество обучающих роликов. Восстановление происходит так: удаляем неисправный элемент и ставим на его место новый.
Восстановление аккумулятора шуруповёрта, нюансы пайки
- Пайку нужно выполнять быстро, иначе вы рискуете перегреть батарею, и она может перестать работать.
- Припайке используйте старые элементы соединения или медные провода соответствующего диаметра. Слишком тонкие провода будут греться, что приведёт к срабатыванию защиты от перегрева. Постарайтесь не перепутывать плюсовой и минусовой выводы — для этого лучше пометить элементы.
После пайки восстановление почти завершено. Осталось привести в порядок потенциалы элементов. Поставьте аккумулятор на зарядку до полного цикла, затем дайте ему примерно сутки остыть. Если вы не перепутали полярность, мультиметр покажет примерно одинаковые значения на всех элементах. Далее поработайте шуруповёртом до полной разрядки (не нужно доводить его до износа). Повторите процедуру зарядки-разрядки ещё два раза. Эти простые манипуляции вернут АКБ к полноценной работе.
Что мы имеем в итоге
В итоге — почти новый и одновременно привычный вам инструмент, который прослужит не один год. Теперь вы знаете, как правильно восстановить аккумулятор шуруповёрта.
